воскресенье, 10 февраля 2013 г.

иша васи идам сарвам

Какая музыка нравится Кришне, а какая – Балараме?Конечно же, в первую очередь Кришне нравится музыка в исполнении Его ближайших подруг-гопи во главе со Шримати Радхарани, которые играют на таких инструментах, каквина, саптасара, эсрадж, тампура, мриданга, караталы, колокольчики и гонг. Эти инструменты в большой мере способны выразить любовь и преданность Господу, другие же инструменты больше выражают эмоции музыканта («Радха-Кришна-ганоддеша-дипика»).Хотя порой Баларама тоже берет в руки флейту («Гарга-самхита»), Кришна, бесспорно, не имеет в этом искусстве Себе равных, и у Него есть целый арсенал флейт на все случаи жизни.Шри Баларамаджи чаще играет на буйволином рожке. Когда Кришна играет на флейте, враджа-васи забывают обо всем; дабы напомнить им об их обязанностях, Баларама дует в Свой рожок и выводит их из оцепенения («Говинда-валлабха-натака»). Поэтому Его называют Кама-пала – хранитель трансцендентного желания. Чтобы влечение к Кришне всегда оставалось свежим, необходимо, чтобы встречу сменяла разлука, и звуком рожка Баларама заставляет гопи вспомнить о том, что за ними могут следить мужья и свекрови; пастушкам – что пора позаботиться о коровах и телятах; старшим жителям Враджа – что у них множество своих обязанностей. Звук Его рожка «исправляет» то, что натворила флейта Кришны: он заставляет коров вспомнить о траве, а телят – о своих матерях; птицы словно выходят из медитации и снова начинают щебетать и порхать, а Ямуна возобновляет свое течение в «правильном» направлении. Но есть среди враджа-васи кое-кто, кого звуки рожка, напротив, завораживают и заставляют позабыть обо всем, устремившись на этот зов: это гопи Самого Баларамы. («Ананга-манджари-сампутика».)Помимо всего прочего, музыкальные раги сами по себе – проявления Баларамы, о чем свидетельствует «Гарга-самхита»: «Он – шесть видов раг (Рага-сатка): Рага-путра, Рагини-раманотсука, Дипака, Мегха-маллара, Шри-рага и Мала-кошака. Он также рага Хиндола (Хиндола и Бхаирава). Он – любовь, рождаемая слушанием красивых мелодий (Свара-джати-смара). Он нежен (Мриду), Он – изысканные музыкальные ритмы (Тала и Мана-прамана). Он – мелодия (Свара-гамья) и мелодичное пение (Калакшара)». Два других Его имени указывают на то, что Его славят барабанным боем. Мриданга – это еще одно проявление Баларамаджи.

ИША ВАСЬЯ ИДАМ САРВАМ

Комментариев нет:

Отправить комментарий